Возникновение идеи о единстве сознания и деятельности обязано своим
возникновением исследованиям педолога М. Я. Басова (1892–1931). До её
запрещения в СССР в 1936 г. развивалась специальная наука - педология,
которая занималась комплексным изучением ребёнка, охватывая все аспекты
его развития:
- психологические,
- антропологические,
- генетические,
- физиологические и другие.
Ещё в 19-м веке в психологии господствовал метод интроспекции, в центре которого находилось сознание. Затем стал развиваться бихевиоризм, основным понятием которого стало поведение. Ещё в начале 20-го века в воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу сторонники двух лагерей: одни основным предметом психологии видели сознание, другие - поведение.
Басов несколько изменил картину (по крайней мере в нашей стране). Он предложил перейти в совершенно новую плоскость и подняться над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. Басов считал важным не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру. Этой структурой стала деятельность.
Важным для того времени было понятие "психическая структура", которая могла складываться из разных "кирпичиков" (в соответствие с приверженностью учёных той или иной школе):
структурализм - элементы сознания,
гештальтизм - динамика психических форм (гештальты),
функционализм - взаимодействие функций (восприятие, память, воля и др.),
бихевиоризм - стимулы и реакции,
рефлексология - рефлексы.
Басов же предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей.
Психическая структура может быть устойчивой, стабильной, но может и создаваться заново. Однако в любом случае деятельность является субъективной: за всеми её актами и механизмами стоит субъект, "человек как деятель в среде".
Отличие деятельности от поведения просматривается в понятии "труд". Он является особой формой взаимодействия людей между собой, а также с живой и неживой природой. Изначальным регулятором труда служит цель, которой подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса.
Басов руководил педологическим отделением Ленинградского педагогического института им. Герцена. Он пригласил С. Л. Рубинштейна на кафедру психологии, где тот написал свой главный труд "Основы общей психологии" (1940), за что впоследствии был удостоен Сталинской премии второй степени. Через этот труд сквозной идеей проходил принцип единства сознания и деятельности.
Может быть, самой главной мыслью было то, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным: оно совершается только посредством его реальных действий с объектами этого мира, через актуальные цели и задачи. Это изменило систему прежних взглядов на сознание. Зависимость сознания от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой теоретической психологии. Сознание, ставя цели и задачи, проектирует активность субъекта. Оно отражает реальность в чувственных и умственных образах.
При этом утверждалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, поэтому и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.
После Рубинштейна идею единства сознания и деятельности развивал А. Н. Леонтьев (1903–1979). Сперва он следовал линии, намеченной Л. С. Выготским. Затем, оценив идеи Басова о "морфологии" деятельности, предложил свою схему её организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, в индивидуальном развитии человека. Основной труд на эту тему: "Проблемы развития психики" (1959).
Леонтьев рассматривал деятельность как особую целостность, которая включает различные компоненты:
- мотивы,
- цели,
- действия.
Эти компоненты нельзя рассматривать порознь, потому что они образуют систему. Деятельность это присущая человеку форма существования. Леонтьев в свете развиваемой теории деятельности рассматривал такие важные общепсихологические понятия, как образ, действие, мотив, отношение, личность.
Постепенно в работах А. Н. Леонтьева и его последователей деятельности уделялось всё большее внимание, а сознанию всё меньшее.
- психологические,
- антропологические,
- генетические,
- физиологические и другие.
Ещё в 19-м веке в психологии господствовал метод интроспекции, в центре которого находилось сознание. Затем стал развиваться бихевиоризм, основным понятием которого стало поведение. Ещё в начале 20-го века в воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу сторонники двух лагерей: одни основным предметом психологии видели сознание, другие - поведение.
Басов несколько изменил картину (по крайней мере в нашей стране). Он предложил перейти в совершенно новую плоскость и подняться над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. Басов считал важным не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру. Этой структурой стала деятельность.
Важным для того времени было понятие "психическая структура", которая могла складываться из разных "кирпичиков" (в соответствие с приверженностью учёных той или иной школе):
структурализм - элементы сознания,
гештальтизм - динамика психических форм (гештальты),
функционализм - взаимодействие функций (восприятие, память, воля и др.),
бихевиоризм - стимулы и реакции,
рефлексология - рефлексы.
Басов же предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей.
Психическая структура может быть устойчивой, стабильной, но может и создаваться заново. Однако в любом случае деятельность является субъективной: за всеми её актами и механизмами стоит субъект, "человек как деятель в среде".
Отличие деятельности от поведения просматривается в понятии "труд". Он является особой формой взаимодействия людей между собой, а также с живой и неживой природой. Изначальным регулятором труда служит цель, которой подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса.
Басов руководил педологическим отделением Ленинградского педагогического института им. Герцена. Он пригласил С. Л. Рубинштейна на кафедру психологии, где тот написал свой главный труд "Основы общей психологии" (1940), за что впоследствии был удостоен Сталинской премии второй степени. Через этот труд сквозной идеей проходил принцип единства сознания и деятельности.
Может быть, самой главной мыслью было то, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным: оно совершается только посредством его реальных действий с объектами этого мира, через актуальные цели и задачи. Это изменило систему прежних взглядов на сознание. Зависимость сознания от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой теоретической психологии. Сознание, ставя цели и задачи, проектирует активность субъекта. Оно отражает реальность в чувственных и умственных образах.
При этом утверждалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, поэтому и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.
После Рубинштейна идею единства сознания и деятельности развивал А. Н. Леонтьев (1903–1979). Сперва он следовал линии, намеченной Л. С. Выготским. Затем, оценив идеи Басова о "морфологии" деятельности, предложил свою схему её организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, в индивидуальном развитии человека. Основной труд на эту тему: "Проблемы развития психики" (1959).
Леонтьев рассматривал деятельность как особую целостность, которая включает различные компоненты:
- мотивы,
- цели,
- действия.
Эти компоненты нельзя рассматривать порознь, потому что они образуют систему. Деятельность это присущая человеку форма существования. Леонтьев в свете развиваемой теории деятельности рассматривал такие важные общепсихологические понятия, как образ, действие, мотив, отношение, личность.
Постепенно в работах А. Н. Леонтьева и его последователей деятельности уделялось всё большее внимание, а сознанию всё меньшее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий